Что почитать? Отзыв на книгу.

Роберт Грейвз "Царь Иисус"

Роберт Грейвз «Царь Иисус»

Как вполне понятно из названия — перед нами исторический роман о временах зарождения христианства и одна из версий жития Иисуса.

Автор поставил себе цель написать исторический роман восстановительным методом, то есть интуитивно восстанавливая забытые события.

В результате — перед читателем оказывается своеобразная смесь псевдо-исторической реконструкции и нестандартных религиозных истолкований. Причем зачастую непонятно, где проходит грань между реальными историческими событиями и выдумкой автора, его расследованиями, изысканиями других ученых и личностными толкованиями…

Смысл многих эпизодов — как изменяли Священное писание в пользу того или иного правителя, чтобы подтвердить его права на престол. И сколько в то время было династической и межплеменной неразберихи.

Причем, становится вполне понятно, что Писание никак не может служить подтверждением чьих-либо династических прав. «История Царств» — вроде бы тщательно записанные хроники… Ага. аж бегом!.. — записанные, переписанные и искаженные. А потом еще на все лады истолкованные.

Важное место в романе отведено религиозно-философской тематике: как связаны божества из разных религий и народов, как языческие верования противоречат вере в Иегову. Но одновременно — какие есть взаимосвязи между языческой религией и единобожием. Как сталкивались разные религии — языческие и иудейская вера в единого Бога Иегову…

Кроме того, достаточно интересно было читать о детстве Иисуса. Ведь об этом периоде есть только самые-самые ничтожные упоминания.

Интересный эпизод, когда Иисус, обученный иудейскими учителями, и жрица языческого божества обсуждают некие священные изображения:

— Нет. Это филистимляне ослепляют Самсона в Газе. Так написано.
— Неправильно. Здесь Азазел зелеными прутьями ивы Хеврона привязал Адама к терпентинному дереву Хеврона и оскопил.

В результате мы видим, как по-разному можно толковать одни и те же рисунки. И сколько в этих толкованиях противоположного, но одновременно — и связь языческих мифов с преданиями Ветхого Завета.

Роберт Грейвз сделал попытку объяснить нестыковки, неясности и противоречия в библейских сюжетах с точки зрения здравого смысла. Например:

«Я есмь лоза, а вы ветви», — однако он имел в виду Иегову, а не себя и предварил свое пророчество двумя «аминь», «аминь».

Стиль повествования — сдержанный. Можно даже сказать — малохудожественный. То есть с точки зрения литературы достоинств мало.

И есть эпизоды, уместные в магическом фэнтези, но довольно странно выглядящие в историческом романе.

Зато некоторые моменты звучат удивительно актуально и злободневно:

…сборщики податей. Во всей Палестине это была самая презираемая работа, и не только простые люди, но и Высший суд приравнивал мытарей к ворам и разбойникам. Никакие деньги, предлагаемые ими Храму или на благотворительность, у них не брали, ибо все заранее были уверены, что они добыты мошенничеством. Точно так же они не могли свидетельствовать в суде, потому что считалось, что ни один сборщик податей никогда не говорит правду.

………

Подати в Галилее были разорительные. Тетрарх Антила, следуя примеру отца — царя Ирода, облагал ими землю, скот, фруктовые деревья, дома и вообще все, что можно было продать, да еще взыскивал подушную подать, дорожную, на предметы вывоза и ввоза.

………

Таким образом, налог в пять процентов увеличивался до десяти, двенадцати и пятнадцати процентов с помощью откупщиков всех видов и сборщиков, и чуть ли не до двадцати, если считать доходы стражников. А так как налоги тяжелым бременем ложатся на бедняка и легким — на богача, то чуть ли не половина всего заработанного ремесленником или крестьянином отнималась у них под тем или иным предлогом, отчего жизнь в Галилее была дороже, чем в Неаполе, известном своей дороговизной.

Итак. Общее впечатление — достаточно среднее. Да, среднее.

Тема интересная, попытка воссоздания жития Иисуса засчитана, но вопросов в результате добавилось очень много.

Сам Роберт Грейвз так разъясняет возникающие неясности и недоумение читателей:

я ручаюсь, что каждый значительный фрагмент моей истории основан на традиции, хотя бы и забытой, и я приложил множество усилий, чтобы исторический фон был более или менее достоверным. Разыскания завели меня в непредсказуемые дали.

Читать Роман «Царь Иисус» надо только после прочтения Библии. Тщательного и дотошного. Иначе можно мало что понять. Но даже так — остается очень много неясностей. А сам автор указывает, что результаты его разысканий, отображенных в романе:

…раскрываются полностью только для тех, кто знает вавилонскую астрологию, талмудистскую мысль, литургию эфиопской церкви, поучения Климента Александрийского, религиозные сочинения Плутарха и недавние археологические находки бронзового века.

— Ого!
Ну разве что! 🙂

Ну вот теперь вы уже вполне можете определить, стОит ли вам читать роман «Царь Иисус». 


Не забывайте подписываться на rss-ленту блога. Нажимайте на лайки.  Веду блог Книжного гуру и ещё два десятка проектов в Сети. Читаю постоянно. Стараюсь выбирать Хорошие Книги.


Оставить комментарий

Спасибо!
Ваши твиты, лайки и плюсики помогают развиваться блогу и Книжному гуру! ;) Спасибо, уважаемый посетитель!

Не пропустите!
Скоро:
Путин, остановись! Нет войне!
А подписаться?

Введите свой e-mail:


Уже подписались:
Книжный гурув Google+
Наш опрос:

Как Вы выбираете книги для чтения?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
  • Долг
    «мушу» - це перше слово з букваря дорослих.
Яндекс.Метрика