Что почитать? Отзыв на книгу.

Ольга Славникова 2017

или Данила-мастер’2017

Ольга Славникова «2017»

Книжный гуру представляет вашему вниманию роман, получивший премию «Русский Букер» за 2006 год.

Книга оставила слегка двоякое впечатление.

Вначале — о достоинствах. Их много:

Жанр — магический реализм, причём весьма добротный. Наш, родненький (не малоусвояемый латиноамериканский).

Действие происходит в «столице Рифейских гор» (то есть магически-реалистическом двойнике Екатеринбурга) в историческом и истерическом 2017 году.

Поднятые проблемы — серьезные, глубокие, интересные:

  • творчество, Мастерство, талант;
  • попытки сохранения любви с помощью нестандартных методов;
  • социальное прогнозирование;
  • история, сошедшая с ума;
  • массовые истерики вокруг годовщины революции;
  • поиски месторождения корундов;
  • экология;
  • коррупция;
  • знаешь ли ты любимого человека?;
  • верность;
  • ответственность;
  • мужская дружба;
  • и ещё несколько более мелких тем.
  • Причём все эти темы свёрнуты в тугой сюжетный клубок. Хотя поначалу казалось, что сюжетная линия достаточно вялая и маловнятная, — дальше она закручивается всё сильнее и туже, по напряжению и запутанности доходит до детектива и триллера.

    Книжному гуру больше всего понравились эпизоды с ученичеством и «огранением» мастерства Крылова. Это, без сомнения, самые удачные части романа.

    Купить на OZON.ru: Ольга Славникова "2017" Купить на OZON.ru: Ольга Славникова "2017"

    Ну а теперь — о недостатках романа.

    Точка с запятой

    Самая большая претензия к роману — неравномерный стиль и чрезмерная любовь к точке с запятой.

    Автор нагромождает сравнения, эпитеты и метафоры, в которых легко потеряться, утратить нить повествования.

    А польская пословица не зря утверждает: «Что занадто — то не здраво».

    Несколько характерных примеров:

    Всюду наблюдалось возвращение к истокам. Молодые батюшки с мягкими бородами, чинно разложенными на грудях, ездили по городу в тяжелых черных «Волгах» обкомовского вида – сильно, правда, потрепанных; храмы, переданные по принадлежности (имущество выселенных музеев сырело и пухло в случайных подвалах), напоминали витыми куполами парад монгольфьеров, правда, без рекламы; в положенное время над городом гудели, растекаясь в воздухе тончайшей пленкой нефтяного звука, их колокола, что играло в шумовом пейзаже ту же роль и вырабатывало образ того же поэтического качества, что и воспетый селедочными пиджаками фабричный гудок.

    Крылов поступил на исторический факультет в память о том краеведческом музее, что сгнил в распаренных подвалах городской администрации, и кости мамонта снова распались, точно и не было никакого восстановления на металлическом каркасе в купольной зале; теперь костяные крашеные бревна, пребывавшие в новой неизвестности, имели гораздо меньше отношения к мертвому великану, чем когда они лежали, замытые, в плотном и тусклом доисторическом песке. На этом примере Крылов увидал, что произошла необратимая порча истории; он догадывался, что такое происходит довольно часто. Крылов имел уже опыт разысканий в жировых отложениях засалившейся речки, которую горожане, бросавшие туда предметики, воспринимали, несмотря на малость и узость обленившейся Леты, как область небытия.

    Тамара, с озабоченным и любезным видом хозяйки, спешащей решить небольшую проблему, скользнула между гостями за плотную дверь, в большой слабо освещенный холл, где призрачная лестничная спираль развивалась прямо в воздухе и походила на спящий в музее скелет динозавра.

    Воды в Рифейских горах также распределены с учетом картинных эффектов. Иные речки, отравленные промышленностью, имеют вид бытовой и выглядят как аварии водопровода – но есть и другие, сохранившие замысел архитектора. Их берега, как правило, скалисты; трещиноватые и смуглые сланцевые кладки выглядят как завалы каменной макулатуры, где темные слои, несомненно, содержат иллюстрации; местами розоватые скалы словно обклеены кусками целлофана, их камешки, все как один содержащие идею кубика, обильно высыпаются из трещин. Каждый речной поворот открывает новые подобия виденного прежде, отчего берега кажутся движущимися скорее, чем сама вода, словно бы натянутая в усилии сохранить отражение неба и посеребренных облаков. Небо в рифейских водах видится намного синее, чем оно есть в действительности; причиной тому – летний северный холод, даже и в жаркие дни дающий себя почувствовать в порыве ветра, в соседстве коренного, глубоко замороженного камня.

    В результате в предложении оказывается слов на треть больше, чем достаточно. А на странице — два или три предложения.

    А смысл сказанного — утекает сквозь вязь излишних подробностей.

    Причем, такой стиль присутствует далеко не всегда, не постоянно.
    Иногда — подряд идёт блок страниц внятным «обыкновенным» стилем.

    А потом — штук 5-6 страниц с кучей точек с запятой.

    И эти стилевые куски чередуются по всей книге.

    Есть такой метод написания текстов — «снежинка». Это когда пишется краткая фраза или кусок текста. А потом она наращивается, разрастается, добавляются подробности…

    Так вот у Книжного гуру создалось впечатление, что после написания книги Ольге Славниковой показалось, что объём маловат. И автор в произвольных местах стала добавлять подробности, пользуясь этим методом снежинки. Но в какой-то момент ей это дело надоело. Или показалось, что вот теперь объёма уже достаточно. Ну значит, хватит…

    В результате — ритм книги очень неравномерный, неоднородный, сбитый. Если бы весь роман был написан через «точку с запятой», возможно, было бы даже легче читать, чем в таком «рваном» ритме.

    Хотя Книжному гуру кажется, что значительное сокращение романа послужило бы ему только на пользу. Убрать «точки с запятыми»; сократить предложения с ними или разбить на два предложения. Убрать излишние подробности и красивости, не имеющие отношение ни к сюжету, ни к происходящему, ни к характеристике персонажей… — и роман засверкал бы, как огранённый бриллиант.

    Итак, общий вывод: Книжный гуру рекомендует роман «2017» к прочтению любителям современной прозы. Уверен, что достоинства романа перевешивают стилистическую неоднородность. Советует читателю удержаться от бросания романа в начале чтения. И рекомендует автору в дальнейшем не увлекаться точками с запятыми. 


    Не забывайте подписываться на rss-ленту блога. Нажимайте на лайки.  Веду блог Книжного гуру и ещё два десятка проектов в Сети. Читаю постоянно. Стараюсь выбирать Хорошие Книги.


    Оставить комментарий

    Спасибо!
    Ваши твиты, лайки и плюсики помогают развиваться блогу и Книжному гуру! ;) Спасибо, уважаемый посетитель!

    Не пропустите!
    Скоро:
    Путин, остановись! Нет войне!
    А подписаться?

    Введите свой e-mail:


    Уже подписались:
    Книжный гурув Google+
    Наш опрос:

    Как Вы считаете, оказывает ли литература влияние на общественное сознание?

    View Results

    Загрузка ... Загрузка ...
    • Долг
      «мушу» - це перше слово з букваря дорослих.
    Яндекс.Метрика