Что почитать? Отзыв на книгу.

Владимир Набоков «Лолита»; «Машенька»

Во взрослом возрасте перечитала «Лолиту» Набокова (в связи с одной дискуссией в Инете понадобилось вспомнить — не содержание, потому что содержание и так понятно… а именно смысл произведения).

До этого читала только в глубокой юности. Впечатление и восприятие — вообще совершенно другое.
В принципе, юношеского своего впечатления не помню вообще. Подозреваю, что когда читала — то была совершенно не готова к восприятию и тогда совершенно ничего не поняла и даже не осознавала многого.

Очень довольна, что перечитала в нормальном, взрослом возрасте. Уже готовая к восприятию, к пониманию.
Это одна из тех книг, где возрастной ценз — очень важен. Точнее —
читательский ценз. И он далеко не всегда равен 17-18 годам. Подозреваю, что некоторые смогут нормально воспринять эту книгу в 16 лет. А некоторым и в 30 лет — будет рано.

Конечно, язык! Конечно, словесная вязь. Конечно, образы и картины. Все это — очень сильно.
Конечно, живые герои — со своей непростой психологией, в развитии, в деталях. Мастер, что говорить!

Но вот сейчас — возник вопрос. А слабО было тому же великолепнейшему (и даже великому) Набокову написать роман не о вот таком вот «выверте» психики и вот так вот подать, чтобы читатель сочувствовал — не очень приемлемому чувству; а талантливо, интересно и красиво написать о нормальной человеческой спокойной обычной жизни?!

И вообще. Есть ли, существуют ли в литературе интересные хорошие описания нормальной человеческой жизни? О нормальных людях, без психологических отклонений?
(Конечно, есть такие романы. Но их к сожалению, не очень много. А сейчас — с развитием постмодернизма — в современном литературном процессе нормальных и одновременно талантливых книг становится все меньше и меньше — в процентном соотношении, разумеется. Планирую несколько позже сделать обзор современной «нормальной» прозы).

Так года полтора назад вопрошала я по поводу описания Набоковым в «Лолите» любви.

И вот прочитала набоковскую «Машеньку«.

Вот пожалуйста: — о нормальной любви мужчины к женщине.
Фирменным набоковским стилем — изысканным, трепетным, бесподобным…
Но… взглянув поближе… Оказывается, что на самом деле это роман не о любви. Это книга об ощущении, переживании любви. Причем любви достаточно чувственной. Но описанной нежно и возвышенно.
Взрослый мужчина вспоминает свою первую юношескую любовь.
И заново проживает и переживает этапы ощущений. И… (не хочу спойлерить).
Чувства, ощущения, ощущения чувств, воспоминание об ощущениях чувств и еще раз ощущения — вот смысл «Машеньки».

Мне очень жаль, что подавляющее большинство читателей начинают своё знакомство с творчеством великого Писателя со скандальной «Лолиты». И именно после этого — отворачиваются от набоковского творчества.
Спрашивается — чья в этом вина?!
Разве Набоков не понимал и не осознавал, что множество народа, будучи совершенно не готовыми к восприятию смысла и стиля, будет хватать именно скандальчик? А потом возмущенно негодовать: «Ужас! Кошмар!».

Хотя на самом деле «Лолита» и «Машенька» — противоположны по смыслу:
В «Лолите» — начинается с похоти и заканчивается высокой Любовью, способной на Поступок;
А в «Машеньке» — нежная красивая сильная, но достаточно типичная любовная история заканчивается… — тем, чем достаточно часто заканчиваются типичные любовные истории.

Кроме того. В «Машеньке» есть еще одна сильная черта. Это соединение любви к женщине с любовью к родине.
Можно было бы сказать: «Особый трагизм из-за невозможности соединения с родиной и с женщиной», но…
На самом деле главному герою достаточно воспоминаний об этих своих сильных чувствах — а вот делать что-то ради этих своих двух любовей — увольте… Он устал и уходит отдыхать.

Таким образом… рефлексирующий интеллигент показывает свою слабость и неспособность к действиям. Зато он исключительно способен к восприятию и описанию чувств, ощущений, ощущений чувств……..
И именно в этом и только в этом сильная сторона «Машеньки».

Но с другой стороны… Обратите внимание. Ведь за собственными чувствами и ощущениями герой почти забывает о чувствах своего Объекта. Ему не то, что всё равно — что чувствует Машенька в связи с их связью, что хочется ей, счастлива ли она… Ему просто не до того. Ведь ОН САМ — глубоко и сильно чувствует. Таким образом, для героя чувства девушки — далеко не главное. А главное для него —  собственные восприятия и ощущения.

Кроме того… недоумение героя: «вот сейчас может лопнуть сердце, — и с ним лопнет мой мир… Никак не осмыслю…» связано именно с тем, что он не знает смысла в своей жизни. А еще точнее — в своей деятельности.
Вся его жизнь — это чувства и ощущения, их переживание. И конечно такой мир недолговечен и действительно лопнет одновременно с сердцем героя.
А мир, создаваемый деятельностью, останется и после смерти героя.
Но рефлексирующий интеллигент этого не знает, не понимает, не осознает. И в этом его главная беда.

В общем и целом. Оба романа: «Лолита» и «Машенька» написаны очень выразительно и глубоко, великолейпнейшим языком и мастерским стилем. Они оба многослойны. Оба глубоко раскрывают глубинную психологию героев.
И повторюсь: хотелось бы мне, чтобы знакомство всех читателей с творчеством Великого Мастера начиналось не со скандальной «Лолиты». А хотя бы с «Машеньки». Но… 


Не забывайте подписываться на rss-ленту блога. Нажимайте на лайки.  Веду блог Книжного гуру и ещё два десятка проектов в Сети. Читаю постоянно. Стараюсь выбирать Хорошие Книги.


Оставить комментарий

Спасибо!
Ваши твиты, лайки и плюсики помогают развиваться блогу и Книжному гуру! ;) Спасибо, уважаемый посетитель!

Не пропустите!
Скоро:
Путин, остановись! Нет войне!
А подписаться?

Введите свой e-mail:


Уже подписались:
Книжный гурув Google+
Наш опрос:

Как Вы относитесь к цензуре в художественной литературе?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
  • Главное
    Главное в этой жизни – это научиться видеть и слышать то, что не перестанешь видеть, даже ослепнув, и не перестанешь слыБауржан Тойшибеков
Читай удобно!
Яндекс.Метрика